9 Медитация (Дхьяна) Версия для печати/сохранения на диске: lapin.doc (230 грамм). |
Тантрические взгляды Часть 2. Медитация является основным методом многочисленных практик тантры и йоги. В классической восьмиступенчатой йоге Патанджали, дхьяне соответствует предпоследняя седьмая ступень. Медитация это состояние, при котором сознание полностью слито с объектом наблюдения, т.е. наблюдатель тождественен самому объекту и находится в состоянии полного осознавания происходящего. Если объектом медитации, например, является цветок, то медитирующий реально ощущает себя именно цветком: он непрерывно чувствует свои лепестки, течение соков в стебле, то, как в нем движется энергия, как он питается силой солнца и земли. В этот момент его сознание это сознание цветка, т.е. медитирующий и есть цветок. Чаще всего объектами медитации являются само сознание или Бог. В тантрийской йоге считается, что настоящее познание чего-либо возможно только через медитацию, т.е. через полное переживание истины, а не с помощью одного лишь интеллекта. Интеллектуальное познание это попытка понять истину умом, а медитация ощущение ее всем собой, где ум является лишь малой частью. |
Дыхательная практика пранаямы (прана входящая энергия, яма контроль). Начальные пранаямы используют связь между дыханием и состоянием внутренней энергии человека. Как и асаны, пранаямы очищают и развивают чакры и нади, успокаивают ум, изменяют состояние сознания. Высшие пранаямы не связаны с физическим дыханием, они могут менять природу человеческого тела и сознания, насыщая их Богом и делая их бессмертными: «Если ты дышишь, восходящий вверх огонь проявляет себя в качестве гуру, который проявляется как суть Истины; это рассеивает тьму ночи. Если энергия циркулирует, недолговечное физическое тело проявит мощь десяти миллионов солнц.» Эти слова принадлежат бессмертному тамильскому сиддху Боганатару, который, согласно легендам, посещал с духовной миссией Китай под именем Лао-цзы, приняв облик китайца. (Точнее, войдя сознанием в тело только что умершего китайца и оживив его своей энергией. Поэтому-то в Китае Лао-цзы называют «родившийся стариком».) |
Тантру также называют кауладхарма, или каула. Слово каула происходит от слов хула, что значит Шактн и акула, что означает Шива. Каула есть единство Шивы и Шакти. Универсальный принцип единения Шивы и Шакти символически воплощён в лингаме, или шивалимгаме (фаллический символ, олицетворяет Шиву) и йояи (женский символ, олицетворяет Шакти). Лингам в йони символизирует сексуальное соединение. Лингам в йони это модель любой вещи и даже всей Вселенной. В отношении человека этот символ означает следующее. Лингам это атман, т.е. Божественное Сознание, присутствующее в человеке. Йони это сам человек: его тело, его энергия, его сознание. Лингам в йондОзначаЙ что в человеке Божественное Сознание присутствует так же естественно, сильно и органично, как мужчина в женщине в момент сексуального соединения. Другая интерпретация этого символа такова: из лингама (из глубины пространства) в йони (в наш мир) льётся непрерывный поток энергии, которая является нектаром {судха-дхара- гамья-прадеша), проистекающим от совокупления {самарасья) Шивы и Шакти. Эта энергия оживотворяет существование нашего мира. наполняя его собой так же, как ветер наполняет паруса. Также лингам олицетворяет Пурушу, т.е. Изначальный Дух (Шиву), а йони - Пракрити, т.е. Великую Природу (Шакти). Многие горные вершины Индии являются священным местом паломничества тантристов. так как они олицетворяют шивалингам (Шри Кайлаш, Ади Кайлаш, Шивалинг и др.) По некоторым сведениям, по всей Индии установлено свыше тридцати миллионов лингамов! Почти все символика тантры сексуальна. Даже конечная цель тантры описывается как сексуальное соединение с Божественной Истиной, которое даёт бесконечные свободу и блаженство. Многие тантрийские практики описываются как майтхуна садхана (практика сексуального соединения). В тантре майтхуна естественным и очевидным образом символизирует полное слияние двух разделённых частей в одно целое. Вот пример описания подобной практики из текста Сватмарамы: «Между Гангой и Джайной (реки в Индии) находится молодая девственница. Нужно силой овладеть ею на царском троне.» Невежественный человек, если он поймёт слова текста прямо и попытается их точно выполнить, окажется в затруднительном положении. Посвящённый же знает, что Ганга и Джайна это ида и пингала (левый и правый энергетические каналы, проходящие вдоль позвоночника). Молодая девственница это кундалини, или кундалини-Шакти, или кулакундалини (изначальная энергия, скрытая в области основания позвоночника). Царский трон это сахасрара (верхняя чакра важный энергетический центр, находящийся в районе макушки головы). Таким образом данная техника описывает процесс подъёма скрытой внутренней энергии и её слияние с сознанием. Сознание, разбуженное этой энергией и впитавшее её силу, пробуждается от сна к познанию Божественной реальности. Это ведёт к санадха (высшему состоянию Божественного Сознания) и овладению сиддхама (скрытыми сверхсилами). |
Большинство практик тантры связано с использованием мантр. Слово мантра происходит от слов манас - ум, или обусловленное сознание и трайяти - освобождать. Мантрами называются звуки или слова, которые обладают силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. С помощью мантр очищают внутреннее пространство для того, чтобы в него вошёл Бог. Мантры также могут исцелять, влиять на работу внутренних органов, очищать энергетические каналы, активизировать чакры, преобразовывать внутреннюю энергию, вызывать нужные эмоции, успокаивать или концентрировать ум, очищать сознание и погружать его в состояние медитации. Биджа-мантры (семя-мантры) - это непереводимые однослоговые мантры, каждая из которых является звуковым воплощением энергии определённого типа. Каждая биджа - мантра соответствует какому-либо действию (расширение, сжатие и т.п.), точке организма, элементу или какому-либо аспекту Бога. Например биджа-мантра "лам" связана с элементом земли и чакрой муладхарой, "вам" - с элементом воды и свадхистаной, "рам" -- с элементом огня и манипурой, "йам" - с элементом воздуха и анахатой, "хам" - с элементом пространства и вишуддхой. Одной из практик тантры является ощущение любого звука как мантры. Все буквы санскритского алфавита являются биджа-мантрами. Названия предметов и явлений на санскрите таковы, что биджа - мантры, из которых состоят соответствующие слова, выражают именно ту энергию, которая содержится в данном предмете или явлении. Поэтому в тантре считается очень важным говорить истину: если слова не соответствуют действительности, то также и пробуждаемая ими энергия не соответствует энергии реальности. Энергия, рождённая ложью, не находит себе места в реальном мире и в конце концов обращается против того, кто её произнёс. Напротив, если реализованный мастер или святой говорит то, чего нет, то его слова материализуются: энергия, которую он пробуждает словами, столь сильна, что изменяет реальность. В тантре считают, что сущность человека заключена в его речи, и так как звук тесно связан с энергией, то под словом "речь" понимают не только "обычную" речь, но всю внутреннюю энергию человека, и даже часто заменяют термин "энергия" на "речь". Многие мантры обладают комплексным воздействием, влияя сразу на три сферы существования человека: тело, энергию и сознание. Например такое свойство имеет главная мантра шайвов "Ом намаа Шивайя". Перевести её можно так: "Ом. Славлю имя Господа (Шивы)". Её внутренний и тайный смыслы таковы. "Ом" является слитным произношением биджа- мантры "аум". В тантре есть представление о том, что всё Творение порождено мантрой "аум", которая является биджа- мантрой Вселенной. В "аум" звук "а" относится к проявленному миру, физической Вселенной. Звук "у" связан с миром энергии. Звук "м" олицетворяет Высшее Сознание. Для человека же звук "а" связан с его телом и обычным состоянием сознания. Звук "у" связан с внутренней энергией человека и сознанием в состоянии сновидения или мечтаний. Звук "м" связан с сознанием в состоянии сна без сновидений. "Намаа" символизирует направление куда-либо или соединение с чем-либо. "Шивайя" олицетворяет океан Высшего Божественного Сознания. Таким образом, произнесение "Ом намаа Шивайя" означает: "Я весь - телом, энергией и всеми состояниями сознания - соединяюсь с Богом". Мантры повторяют не только в слух {джапа), но и про себя (аджапа джапа). Также их повторяют, концентрируясь в какой-либо чакре и добиваясь ощущения того, что мантра звучит внутри чакры. Есть практики, при которых мантрой насыщают каждую клетку тела, так, чтобы весь организм превратился в вибрирующую мантру. Часто повторение мантр сочетают с дыхательными упражнениями. Например в мантре "со хам", означающей "я есть То (т.е. Бог)" на вдохе произносят "со", а на выдохе - "хам". Также в практике тантры используются янтры, которые тесно связаны с мантрами. Янтра (дословно - машина, работающее устройство) - это рисунок в виде диаграммы, который, подобно мантре, обладает силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. Мантра является звуковым воплощением энергии, а янтра - её зрительным воплощением. Подобно тому, как звуки музыки могут быть записаны нотами, так же и мантра может быть изображена соответствующей янтрой. Сложные янтры называют мандолами. Янтры рисуются на шёлке, коре определённых деревьев, меди, золоте или теле; процесс создания янтры сам по себе является особым ритуалом. Для медитации янтру созерцают так, чтобы она "затянула" сознание в себя. Зачастую, чтобы усилить эффект, янтру созерцают, произнося соответствующую ей мантру; изображения многих янтр содержат вписанную мантру. Янтры не только созерцают, их также визуализируют внутри своего тела. Некоторые янтры имеют большие размеры и нарисованы на земле. Такие янтры используют для проведения внутри них специальных пудж (ритуалов поклонения); при этом янтра работает как устройство, проявляющее Божественную энергию. Дхуни (яма для ритуального возжигания священного огня) также является янтрой. В тантре все предметы и явления рассматривают как своеобразные янтры; даже вся Вселенная это бесконечная космическая янтра. Особую роль имеет практика, при которой индивидуальное сознание воспринимается как янтра, позволяющая выйти за его собственные пределы. |
"Классическая" тантра существует в рамках различных школ, среди которых главными являются:
Наиболее значительными среди них являются шайвы, шакты и вайшнавы, которые в свою очередь делятся на направления. Кроме того, существуют небольшие тантрийские группы, образовавшиеся вокруг одного гуру и отличающиеся своими собственными традициями. (Вообще разделение на направления и группы условно. Фактически, разделение интересует не тантристов-практиков, а сторонних так называемых "исследователей", обычно понимающих тантру не больше, чем ложка - вкус похлебки). Как правило, тексты шайвов и шактов составлены в форме диалога между Шивой и его супругой Шакти. Такие тексты бывают двух видов: агамы и нигамы. В тексте "Агамадвайта нирвайя" говорится: "Агама называется так потому, что она исходит из уст Шивы и передается его супруге Шакти". При этом Шива является гуру (духовным учителем), а Шакти - шишья (учеником). Если дело обстоит наоборот (Шакти - учитель, Шива - ученик), как в тексте "Нигама калпадрума", то текст называется нигама. "Нигама называется так потому, что она исходит от Шакти, чтобы быть услышанной Шивой" ("Агамадвайта нирвайя"). Тексты других школ обычно называются агамами, хотя они и не составлены в форме диалога между Шивой и Шакти. |
Согласно легендам, Шива жил около 5-7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как величайший махасиддх (достигший полного совершенства) и аватара (Божественное воплощение). Его супруга Парвати также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу. Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал своё физическое тело в состояние бессмертного золотого света (в даосизме такое достижение называется алмазным телом, а в тибетском буддизме - радужным телом). В таком бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам тантры и йоги. посвящая их в различные тайные практики. Впоследствии Шива и Парвати стали отождествляться с соответствующими божествами, и некоторые детали их биографии стали легендами о богах Шиве и Парвати. Многие тантрийские тексты имеют форму диалога Шивы с Парвати. Другими знаменитыми мастерами прошлого были Нанди Девар, Агастьяр, Тирумулар, Боганатар, Матсьяндранат, Горакнат, Патанджали, Васугупта, Шри Канта, Накулиса, женщина Кудамбай, Валмики и другие, "разбившие скипетр смерти и странствующие во Вселенной". Все они внесли значительный вклад в формирование тантрийской йоги. Слово Шива имеет несколько значений. Вот некоторые из них. Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог. Шивой называют одного из трёх главных богов (два других - Вишну и Брахман). Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость). Шивой называют Силу. разрушающую Вселенную в конце её существования (при этом Брахман -- это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование). Шива - это космический мужской принцип. Шива - это высшее сознание человека. Шивой называют ту силу, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования. Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы. Слово Шива используют для названия высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг. Есть и другие значения слова Шива. Вот некоторые значения слова Шакти. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергиЮг которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности. Шакти - это Божественная Мать. Шакти -- это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют богиню, супругу бога Шивы. Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина - партнёр практикующего тантрийскую йогу. Кали. Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура, Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти. |
В тантре используют большое количество разнообразных пудж, наполненных глубоким внутренним смыслом. В пудже божество, которому поклоняются, олицетворяет собой океан Божественного Сознания или Его творящую энергию. В тантре ритуал поклонения подразумевает слияние поклоняющегося и объекта поклонения. Совершая пуджу Шиве или Ганеше, Кали или Дурге, практикующий соединяется с тем, что находится за пределами формы. Божество является вратами, через которые тантрист шагает в вечность. Кроме того, конкретное божество олицетворяет один из аспектов единого Бога и поэтому символизирует определённое эталонное состояние внутренней энергии или сознания. Отождествляясь с божеством во время ритуала, тантрист достигает этого состояния. Так, Кали олицетворяет силу, управляющую энергией и трансформирующую её из одной формы в другую, Ганеша - силу прояснения, в том числе уничтожающую препятствия и помехи на духовном пути, Сарасвати - силу мудрости и творчества, Лакшми - удачу и процветание и т.д. Например, если тантрист обнаруживает в себе какой-либо порок, то он может регулярно практиковать специальную пуджу, в ходе которой необходимо визуализировать (т.е. ярко представить) себя в виде Кали, срубающей голову соответствующему демону, воплощающему данный порок. Некоторые тайные ритуалы связаны с представлением сексуального соединения с божеством (майтхуна). При этом используют образ двух божеств {например Шивы и Шакти), соединяющихся Друг с другом; тантрист должен полностью отождествиться с одним из них. Ощущая себя божеством, практикующий сливается с божеством-партнёром, и они растворяются друг в друге. Это даёт погружение в искомое состояние. Раствориться в Шиве можно, слившись с Шакти, которая находится с ним в непрерывном соединении. Для этого необходимо очистить собственные пять элементов. Для такого очищения в тантре существует множество практических методов, среди которых пуджи занимают очень важное место. Простейшая пуджа внешне может выглядеть как предложение изображению или скульптуре божества различных даров, среди которых обязательны: цветы, благовония, пища, сандаловая паста н огонь в лампаде. При этом цветы соответствуют элементу пространства, благовония - элементу воздуха, лампада - элементу огня, пища - элементу воды, сандаловая паста - элементу земли. Осознанно предлагая эти дары и реализуя мистический смысл происходящего, практикующий таким образом соединяет соответствующие элементы своего тела, энергии и сознания с изначальным источником Божественного, тем самым очищая их. |
Эзотерики обнаружили, что в процессе своего развития человек должен довести до совершенства некоторые качества. К ним относятся любовь ко всему существующему и сострадание, ясный ум, а также внутренняя сила с её главным аспектом - волей. Существует две группы методов самосовершенствования. К первым относятся экзотерические (внешние, открытые), т. е. все ситуации, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. Ситуации могут быть как обычными, заурядными, так и экстремальными, стрессовыми. Одной из находок мистиков было то, что можно воспринимать все ситуации как учебные. С этой точки зрения, любая ситуация, в которой оказывается человек, в той или иной степени его меняет (даже если он не осознаёт этого). В том случае, если человек это осознаёт, он извлекает из каждой ситуации гораздо больше пользы, и его развитие идёт быстрее. Было обнаружено, что чем более сложной, трудной или неблагоприятной является ситуация, тем большему в ней можно научиться. Некоторые качества можно развить, только находясь в особых условиях, поэтому эзотерики специально искали или создавали необходимые ситуации. При этом им иногда приходилось даже рисковать жизнью. К другой группе относятся методы совершенствования, которые называются эзотерическими, т. е. закрытыми для непосвящённых. Чтобы понять, как они работают, необходимо знать многомерное строение человека. Тысячи лет назад мистики установили, что человек - это сознание, живущее в теле, а организм человека так же сложен и многомерен, как и Вселенная. Кроме материальных органов организм человека имеет особые, нематериальные, находящиеся в пределах тела, но в других пространственных измерениях. В этих "органах", или энергетических центрах, циркулируют энергии, обеспечивающие жизнь всего организма и существование в нём сознания. Важным открытием эзотериков было то, что энергетические центры влияют на состояние сознания. Если изменяется работа какого-нибудь энергетического центра и он начинает вырабатывать другую энергию, то незамедлительно меняется состояние человека. Понять, как это происходит, можно с помощью такого примера. Человек, настроение которого нейтральное, выглядывает в окно и видит мелкий осенний дождь. В результате настроение его может ухудшиться: погода влияет на настроение. Точно так же на состояние сознания влияет "погода" внутри организма. А эта "погода", т. е. состояние энергии внутри тела, зависит от работы энергетических центров тела. Мистики обнаружили, что долго работающий в каком-то одном режиме энергетический центр закрепляет соответствующее состояние сознания. Такими состояниями могут быть любовь или страх, решительность или гнев, спокойствие ума или беспорядочные мысли, а также многое другое. Оказалось, что положительные и отрицательные качества человека часто связаны с исправной или неисправной работой этих центров. Открыв это, древние эзотерики научились использовать свои энергетические центры для самосовершенствования. Чтобы достичь этого, им пришлось овладеть искусством управления их работой. Эзотерики нашли очень много способов влияния на работу энергетических центров, а через них - на состояние своего сознания и выработку необходимых им качеств. С этой целью применяют специальные методы концентрации, дыхания, движения, произносят звуки (мантры, имена богов, молитвы), слушают специальную музыку, придают своему телу нужные положения, используют особые запахи, созерцают некоторые изображения, используют отдельные ритуалы, сновидения, пребывают в особых местах и многое-многое другое Такие практики помогают мистику не только устранять собственные недостатки, но и развивать добродетели, соответствующие религиозным идеалам. Это происходит "само собой", т. е. естественным образом. Более того. Благодаря специальным техникам в минуты высочайшего экстаза можно переживать такие вершины духа, когда вы перестаёте существовать в качестве отдельного существа, растворяетесь в океане Божественного и в бесконечном блаженстве ощущаете только течение Вечности. В некоторых эзотерических школах (например, в индуистской тантре, даосских школах "внутренней" алхимии, в дзогчене, в коренных традициях Африки и древней Руси и др.) наиболее выдающиеся мистики достигали настолько глубокой трансформации своего сознания, что это сказывалось даже на их физическом теле. Материя тела, как бы пропитанная сознанием, достигшим Божественного совершенства, возвращалась к исходному состоянию чистой энергии. Мистик покидал этот мир, дематериализуя своё тело. Это могло выглядеть либо как постепенный процесс, в течение которого тело становилось всё более прозрачным и медленно исчезало, либо как мгновенная вспышка света, после которой не оставалось ничего. Иногда это происходило как медленное уменьшение тела в течение нескольких дней вплоть до его полного исчезновения (при этом остаются только волосы и ногти)... Основным методом мистических практик является медитация, т. е. особое состояние сознания, при котором ум молчит, его нет, а внимание максимально обострено - сознание бодрствует. Это означает, что процесс мышления остановлен, ум пуст, нет абсолютно никаких мыслей, а есть только восприятие и осознавание. Во время медитации сознание осознаёт само себя. Так, предоставленное само себе, ничем не занятое и очищенное от обыденной деятельности, сознание входит в своё реальное бытие, обычно заслонённое мыслями, памятью, мечтами, эмоциями. Сознание как бы "вспоминает" о своём изначальном происхождении из океана Божественного Сознания и приближается к нему, достигая всё более высоких состояний. Не следует путать настоящую медитацию с довольно распространённой сейчас "медитацией" как средством "успокоить нервы", поднять настроение или добиться социального успеха. Другой важный метод - это нахождение здесь и сейчас. Что бы ни делал эзотерик, он старается быть "здесь и сейчас" и концентрируется только на том, что происходит в нём и рядом с ним. В нём - означает во всей системе, называемой человеком - в его теле, мыслях, эмоциях, настроениях вплоть до той бесформенной глубины, которая своими корнями уходит в бесконечный океан Божественного Сознания. Такое состояние называют состоянием присутствия. Работа в любой эзотерической школе всегда начинается с коренного пересмотра своей прежней жизни и осознания важнейших этических принципов. Без глубокой проработки этих этапов ученика никогда не допускают к дальнейшей работе. Если это правило не соблюдается, на следующих этапах работы может расстроиться здоровье ученика и пострадать психика, либо последующая работа приводит к взращиванию эгоистических черт характера. Иногда перед началом работы в некоторых эзотерических школах принято изучать обрядово-религиозную часть соответствующей религии, проходя этот этап в качестве монаха или религиозного мирянина. Человек подобен Вселенной. Мистики использовали этот факт, применяя к своему внутреннему миру истины, касающиеся мира внешнего. Внешняя истина, понимаемая эзотерически, становится духовным наставлением. Известно, что когда Пророк Мухаммад вошёл в Мекку, он уничтожил идолов вокруг и внутри Каабы. Для мистика смысл этой истории таков: человек должен убрать из своей души всех идолов, очистить её от всего, что не есть Бог. Кааба - символ души, идолы - символ всего, что занимает внутреннее внимание, отвлекая его от поисков совершенства. Мистики часто применяли для описания эзотерических практик и мистических состояний особый язык, понятный только посвящённым. В некоторых эзотерических школах (алхимических) исходное состояние человека называли свинцом, а конечное состояние совершенства - золотом. При этом все промежуточные этапы превращения свинца в золото обозначались как алхимические реакции превращения одних элементов в другие. Поэтому если некоторые алхимические тексты понимать буквально, то они могут показаться неграмотными из-за неосуществимости тех химических реакций, которые в них описаны. Однако если знать, что обозначают эти символы, - "внутренняя" алхимия становится наукой о духовном преобразовании человека |
Copyright ©
20002004 Александр Скопцов (СашаРу) |